Более двух лет в стране активно работает институт уполномоченного по этике, который введен Указом Президента. Этим же указом был утвержден и Этический кодекс для
госслужащих.

Основная задача уполномоченного – продвижение этических стандартов на госслужбе,
оказание консультативной помощи госслужащим в вопросах соблюдения законодательства,
рассмотрение обращений, в том числе и граждан по вопросам этики и соблюдения прав самих госслужащих. Большое внимание уделяется изучению моральнопсихологического климата в коллективах и урегулированию проблемных вопросов.
Как эти направления реализуются сегодня на практике, рассказывает уполномоченный по этике аппарата акима Костанайской области Кайрат Сюндиков.
– Кайрат Жандильдинович, сегодня к вопросам этики изменилось как отношение общества, так и отношение самих государственных служащих.
– Вопросы этики действительно вышли на новый уровень и это связано, прежде всего, с реализацией Плана нации «100 конкретных шагов». В Костанайской области количество обращений к уполномоченным по этике в первом полугодии текущего года в сравнении с 2017 годом выросло почти в три раза. Наступили кардинальные перемены в системе госслужбы, меняется и само общество. Сегодня созданы эффективные механизмы для отстаивания своих прав. Повышается правовая грамотность в обществе. И наступил тот момент, когда каждый госслужащий должен понимать, что сегодня наступило
время для трансформации мышления, и вопросы этики становятся приоритетными.
– Расскажите, с какими проблемами обращаются к уполномоченным по этике?
– Необходимо отметить, что деятельность государственного служащего в психологии отнесена к деятельности типа «человек-человек». И хотя в обществе идет процесс сокращения контактов чиновниками, минимизации коррупционных рисков, повсеместно
внедрение процессов цифровизации, все же сфера коммуникации чиновника с населением еще остается обширной. Отсюда и вытекает суть обращений. Это взаимоотношения госслужащих с гражданами.
К примеру, недавно мы в рамках совместного проекта с инспектором партийного контроля партии «Нұр Отан» Б. Сабиржан провели встречи с посетителями ЦОНа города Костаная, спецЦОНа и ЦОНа Костанайского района. На месте провели прием получателей государственных услуг. К нам обратились несколько человек, среди них житель г. Рудного, который не мог получить услугу из-за неправильно оплаченной государственной пошлины. Вопрос решился оперативно на месте с участием руководства ЦОНа и представителей банка.
По поводу самих государственных служащих, то обращения касаются взаимоотношений «руководитель-подчиненный», ситуации с коллегами, вопросов прохождения государственной службы, соблюдения принципов меритократии.
– В масштабах нашего региона работает 21 уполномоченный по этике. Какими качествами должен обладать представитель этой должности?
– На уровне области данные функции возложены на ответственных работников аппаратов
акимов городов и районов. При возложении данных обязанностей одним из главных критериев выступает наличие опыта на государственной службе, человек должен обладать доверием и уважением в коллективе, иметь авторитет.
– Вы неоднократно отмечали, что уполномоченные по этике главной своей задачей считают профилактику конфликтных ситуаций, этических нарушений в служебное и неслужебное время..

… действительно, когда мы сталкиваемся с решением конфликтных ситуаций, стараемся
не только решать их, но и проанализировать, какие условия этому способствовали. Работаем
с руководителями государственных органов, проводим разъяснительную работу. Необходимо отметить, что такой формат уже сам по себе является профилактикой в том числе и коррупционных составляющих.
У примеру, к нам поступило обращение от жителя села, у которого произошел конфликт с
сельским акимом, касающийся вопросов благоустройства прилегающих территорий. По словам заявителя, аким сельского округа его оскорбил. Мы выехали на место, разобрались. Понятно, что прямых свидетелей конфликта не было. Мы досконально разобрали
ситуацию, поговорили с обеими сторонами конфликта и провели профилактическую работу. Конфликт был урегулирован.
Необходимо отметить, что в профилактике этических нарушений и рассмотрении обращений
мы активно взаимодействуем с коллегами из уполномоченного органа – департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействия коррупции.
Для замера уровня морально-психологического климата в коллективе мы два раза в год проводим анонимное анкетирование работников госучреждений. По результатам социсследования, в случае невысоких показателей, руководству госучреждения направляются рекомендации по оздоровлению этического климата. Также распространяются рекомендации по деловому стилю одежды, телефонной этике, поведению в социальных сетях, правилам приема и сдачи подарков.
– То есть уполномоченные по этике это фактически медиаторы, омбудсмены. Но для успешного решения таких сложных ситуаций нужны специальные знания в этой сфере.
– В настоящее время эти знания необходимы всем государственным служащим.
Именно поэтому на базе филиала Академии госуправления при Президенте РК
по Костанайской области в рамках специального семинара уполномоченные по
этике местных исполнительных органов и территориальных подразделений центральных госорганов прошли обучение.
В рамках семинара особое внимание уделено вопросам медиации, взаимодействия
с гражданским обществом, психологии конфликтных ситуаций. Такие же семинары прошли для сельских акимов и других категорий государственных служащих. Полученные знания помогают выполнять поставленные задачи на новом уровне.
– Какие существуют механизмы обращения к уполномоченным по этике?
– Отмечу, что сегодня общество достаточно хорошо осведомлено о деятельности этого
института. Социологическое исследование, проведенное в стране, выявило высокий уровень
узнаваемости уполномоченных по этике. Более 90 процентов населения знают, куда можно обратиться с заявлением либо консультацией. Работают также каналы обратной связи: вся информация для граждан находится на стендах, размещенных в государственных
органах, графики приема уполномоченного по этике публикуются на сайте акимата Костанайской области и в прессе. Официальный прием ежемесячно проходит в аппарате акима области и общественной приемной партии «Нұр Отан».
Но по сложившейся практике уполномоченный по этике принимает заявителей незамедлительно. Граждане и госслужащие активно пользуются возможностями
WhatsApp и электронной почты.
Кроме этого, есть контактный телефон (8-714-2)530 830, электронная почта k.syndikov@kostanay. gov.kz, страница в «Фейсбуке» https://www.facebook.com/profile.
php?id=100.028.125919306.
Также мы рекомендуем обладателям смартфонов подключить мобильное приложение «Этика на госслужбе», содержащее массу возможностей (новости, законы, тесты, возможность обратиться по поводу некорректного поведения, некачественной госуслуги т.д.).
– Большое внимание уделяется в этой работе и взаимодействию с гражданским сектором.
– Сегодня нами подписано несколько меморандумов о сотрудничестве, в том числе с партией
«Нұр Отан», общественным объединением «Үміт-Надежда». В рамках подписанных документов происходит обмен информацией, проводятся совместные мероприятия. Мы договорились о том, что при первом же сигнале о случаях некорректного поведения в отношении лиц с ограниченными возможностями незамедлительно будем разбираться по данным фактам. Большое значение в нашей работе отводится и работе с молодыми госслужащими, социально уязвимыми слоями населения, получателями госуслуг.

– Кайрат Жандильдинович, насколько общество готово сегодня включиться в эти процессы?
– Этот процесс уже необратим. Сегодня общественность активно участвует во всех сферах жизни и принцип этого контроля очень действенный. Другая сторона этого вопроса: мы, госслужащие, должны понимать, что необходимо меняться и начинать эти изменения с себя. Неслучайно так и называется подпрограмма, реализуемая Агентством в рамках программы «Рухани жаңғыру». Эта инициатива предполагает повышение потенциала государственных служащих, обеспечение конкурентоспособности госаппарата. В заключение хотел бы высказать свою личную глубокую убежденность в том, что подавляющая часть наших коллег честно, добросовестно и профессионально исполняет свой служебный долг.

4b727c1d-6a92-4e85-a779-9d0d7b3a1994